Библиография для небиблиографов — 2024
практическое руководство в примерах и задачах
онлайн-курс (курс повышения квалификации)

Автор и ведущая курса Татьяна Телегина
Курс начинается 27 января 2024 года
Оставьте телефон и мы перезвоним!
Или позвоните нам сами:
+7 (918) 129-34-74
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
72 акад. ч.

Учебный объем курса: 72 акад. ч. Взаимодействие с преподавателем осуществляется в закрытом чате группы в Телеграм. Выполнение практикумов — на сайте курса.
4 модуля

Материалы по темам курса размещаются на страницах онлайн-курса. Доступ к ним сохраняется в течение месяца после завершения курса.
8 вебинаров

8 вебинаров длительностью по 2 акад. ч. будут проходить один раз в неделю в сдвоенном формате. Записи будут доступны слушателям в течение 1 месяца после завершения курса.
250+ примеров

А также примеры, алгоритмы, инструкционный и раздаточный материал. Вы сможете адаптировать его, переработать и использовать при подготовке собственных методических рекомендаций, инструкционных сессий и занятий.
Курс будет проходить с 27 января по 24 февраля 2024 года
Сдвоенные вебинары-практикумы будут проводиться один раз в неделю, по субботам в 10.00 МСК

Модуль 4 — два варианта для разных групп слушателей: для небиблиографов, и для библиотекарей.
Почему вам стоит выбрать этот курс?
Курс — плод многолетней работы автора в области преподавания библиографии и опыта в создании онлайн-тренингов
  • Актуальность
    Актуальная информация в соответствии с изменениями новых ГОСТ Р 7.0.100−2018 «Библиографическая запись …», ГОСТ Р 7.0.108−2022 «Библиографические ссылки на электронные документы …», ГОСТ Р 7.0.80−2023 «Библиографическая запись. Заголовок …» и др. Интенсивное освоение основ библиографии «с нуля» позволит участникам сформировать базовые навыки работы с информацией и составления библиографических описаний, оформления ссылок для дальнейшей самостоятельной работы.
  • Опыт
    Курс составлен на основе 15-летнего личного опыта автора, материалов авторских курсов, реализуемых в рамках Федеральной программы «Содействие занятости».
  • Практическая направленность курса
    В каждой теме — изучение теории осуществляется через видеолекции, изучение конспектов, выполнение тренировочных заданий, упражнений, прохождение игр в асинхронном режиме. Во время вебинаров-практикумов участники курса отрабатывают правила, принципы, приемы, закрепляя изученный материал на практике. Знания и умения участников курса реализуются в разработке проекта методических рекомендаций.
  • Пошаговые инструкции и раздаточные материалы
    Пошаговые инструкции, задания, примеры и шаблоны помогут участникам пройти все этапы составления библиографических описаний, оформления ссылок, поиска информации и осуществлять их самостоятельно после завершения курса. К каждой теме — рабочая тетрадь с краткой теорией, заданиями, упражнениями, примерами, схемами и шаблонами.
  • Поддержка слушателей и общение
    Общение, взаимодействие и консультации будут проходить в закрытой группе в Телеграм, где мы не только будем общаться, искать вместе ответы на вопросы, но и делиться новейшей, актуальной и полезной информацией.
Для кого этот курс
Курс будет полезен тем, кто хочет научиться правильно оформлять письменные работы, статьи и другие текстовые материалы: студентам всех вузов, любых курсов и направлений, аспирантам, соискателям, преподавателям, научным руководителям курсовых, дипломных проектов и диссертаций, исследователям, авторам научных публикаций, книг, учителям, специалистам по работе с документацией, которым может потребоваться составление списков источников или ссылок при подготовке заявок на гранты, публикации исследований, словом, всем, кому необходимо разбираться в основах библиографических описаний и уметь делать их быстро и качественно. Кроме того курс можно предложить библиотекарям и библиографам, организующим обучение читателей основам библиографии или только делающим первые шаги в профессии.

Главная особенность курса: он рассчитан на участников, делающих первые шаги в области библиографии. Обучение будет проводиться «с нуля». Знание основ библиографии для начала обучения не требуется.
После окончания курса вы сможете
  • Оформить свои тексты и публикации без лишних затрат сил и времени
  • Победить свои страхи: оформление курсовой работы, диплома, ВКР, диссертации, статьи больше не будет казаться вам непреодолимой трудностью из-за «технических» проблем в оформлении списка литературы и ссылок.
  • Самостоятельно составлять простые и понятные методические рекомендации на основе ГОСТов для коллег и своих учащихся, студентов, дипломников, магистров, аспирантов.
Я давно думала о курсе, который в простой и доступной форме рассказал бы о библиографии для небиблиографов. Постоянно наблюдая страдания преподавателей, студентов, аспирантов и их научных руководителей при оформлении работ и статей, поиске информации, все время думала о том, как им помочь. Идея этого курса родилась четыре года назад. За это время было собрано огромное количество интересных практических материалов, лучшие из которых легли в основу этого курса. Надеюсь, после окончания курса его участники смогут не только правильно составить список источников или оформить ссылки, но и почувствуют вкус к поиску информации, будут получать удовольствие от работы с текстами, а главное — получат хороший импульс к серьёзной публикационной активности.
Татьяна Телегина
Автор курса
Формы и стоимость участия
слушатель
— участие в 8 вебинарах
— доступ к записям вебинаров
— доступ к контенту курса
сертификат слушателя
₽7200 ₽8900
оплата до/после 10.01.2024
активный
Слушатель
— все возможности СЛУШАТЕЛЯ
— консультации преподавателя
— участие в группе
— помощь при выполнении практикумов
сертификат активного слушателя (при успешном завершении курса)
— дополнительная опция: возможно получение удостоверения о повышении квалификации (при успешном завершении курса)
₽9700
₽12200
оплата до/после 10.01.2024
VIP
— все возможности АКТИВНОГО СЛУШАТЕЛЯ
— два часа индивидуального консалтинга онлайн
₽15700
₽18200
оплата до/после 10.01.2024
Удосто-
верение
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Выдаётся только АКТИВНЫМ или VIP-СЛУШАТЕЛЯМ при успешном завершении курса.
₽2500
оплата после окончания курса
Сертификаты и удостоверения
Сертификат «cлушателя» (образец)
Сертификат «активного слушателя» (образец). Выдается при успешном завершении курса.
Образец удостоверения о повышении квалификации
(выдается при успешном завершении курса, обращайтесь к менеджеру за дополнительной информацией)
Татьяна Телегина
Автор-разработчик и ведущая тренингов и онлайн-курсов, старший преподаватель университета
Профессиональный библиограф, психолог и тренер (тренерский стаж — 15 лет). Автор и соавтор учебных пособий и книг бизнес-бестселлеров, 50+ научных статей, 10+ тренингов по личной эффективности и организации времени.
С 2016 года — постоянная ведущая цикла вебинаров «Школа научной публикации».
Дипломант конкурса «УМК Awards 2009/10».

Модули 1−4.
Евгения Широкова
Филолог. Преподаватель. Зав. отделом библиотеки
Опыт педагогической работы со школьниками с 1 по 11 класс и со студентами, включая иностранных студентов. Из сорока лет стажа — 15 лет работы в библиотеке, 10 из которых — заведующей отделом. Автор библиотечно-библиографического указателя по коррекционной педагогике. Грамота Департамента образования и науки Правительства Москвы за результативную, добросовестную работу в системе столичного образования (2021). Почётная грамота ректора (МГПУ) за вклад в развитие информационно-образовательной среды университета.

Модуль 4*
Программа курса
PDF и онлайн
Модуль 1. От поиска документа к его библиографическому описанию
1.1
Классификация документов. Поиск документов и информации
Содержание темы 1.1
Какие издания бывают и почему это важно — классификация документов.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки: традиционные и электронные каталоги.
Где еще искать информацию: реферативные, библиографические, полнотекстовые базы — обзор электронных ресурсов.
Справочный аппарат издания: где искать информацию для библиографических записей и описаний.
Вебинар-Практикум 1.1
Решение кейсов по теме 1.1 в режиме онлайн
1.2
Библиографическая запись и библиографическое описание
Структура, состав, области и элементы
Содержание темы 1.2
Библиографическая запись и библиографическое описание. Общее и различия.
Заголовок библиографической записи: виды, примеры использования по новому ГОСТу 2023 года.
Области и элементы библиографического описания. Структура. Знаки предписанной пунктуации. Порядок следования областей. Виды элементов. Виды библиографических описаний, какие рекомендовать учащимся для оформления списков в письменных работах студентов, магистров, учащихся колледжей и школ. На примерах одночастных ресурсов. Знакомимся с ГОСТ Р 7.0.100-2018.

Вебинар-Практикум 1.2
Решение кейсов по теме 1.2 в режиме онлайн.
Практикум 1
Самостоятельная работа. Разработка проекта методических рекомендаций по темам модуля для выбранной конкретной аудитории.
Модуль 2. Многочастные, электронные ресурсы и их составные части
2.1
Многочастные ресурсы: многотомники, журналы, сборники
Содержание темы 2.1
Особенности библиографических описаний многочастных ресурсов (многотомники, журналы, сборники и другие). Описание одного тома из многотомника.
Составная часть ресурса: статьи из периодических изданий, сборников материалов конференций — тонкости библиографических описаний. Разбор сложных случаев.
Какие ГОСТы понадобятся и как их применять.
Вебинар-Практикум 2.1
Решение кейсов по теме 2.1 в режиме онлайн.
2.2
Электронные ресурсы сетевого распространения
Содержание темы 2.2
Библиографические описания электронных ресурсов сетевого распространения и их частей: статьи с сайтов, из блогов, электронных журналов, электронных версий журналов, републикации. Видеозаписи трансляций онлайн-конференций, докладов, вебинаров. Мультимедийные ресурсы, онлайн-курсы и др.
ГОСТы, регламентирующие составление библиографических ссылок на электронные ресурсы сетевого распространения.
Вебинар-Практикум 2.2
Решение кейсов по теме 2.2 в режиме онлайн.
Практикум 2
Самостоятельная работа. Разработка проекта методических рекомендаций по темам модуля для выбранной конкретной аудитории.
Модуль 3. Библиографические ссылки
3.1
Общие правила оформления ссылок
Содержание темы 3.1
Библиографические описания и ссылки. Сходства и различия. ГОСТы для оформления ссылок на ресурсы.
Виды ссылок и особенности их оформления. Классификация ссылок. Подстрочные и затекстовые ссылки. Затекстовые ссылки или список источников с отсылками — разные способы оформления. Особенности оформления повторных ссылок. Комплексные ссылки.
Вебинар-Практикум 3.1
Решение кейсов по теме 3.1 в режиме онлайн.
3.2
Библиографические ссылки на электронные ресурсы сетевого распространения
Содержание темы 3.2
Ссылки на электронные ресурсы сетевого распространения.
Особенности оформления ссылок и отличия от библиографического описания электронных ресурсов.
Вебинар-Практикум 3.2
Решение кейсов по теме 3.2 в режиме онлайн.
Практикум 3
Самостоятельная работа. Разработка проекта методических рекомендаций по темам модуля для выбранной конкретной аудитории.
Модуль 4 по выбору (для преподавателей и учителей).
«Страшные и сложные» описания законов и стандартов: как упростить и перестать бояться
4.1
Библиографические описания «сложных» законов, стандартов и «того, чего нет в ГОСТах»
Содержание темы 4.1
Правила и примеры оформления библиографического описания законодательных актов, ГОСТов, диссертаций и авторефератов диссертаций, архивных материалов и источников. Подробный разбор на примерах и источниках.
Вебинар-Практикум 4.1
Решение кейсов по теме 4.1 в режиме онлайн.
4.2
Нескучная библиография. Проектируем библиографическое занятие
Содержание темы 4.2
Интересные и полезные занятия, игры, квесты и тесты, метафоры и истории. Как одну и ту же информацию можно подать для разных групп. Составляем план и сценарий занятия (части тренинга, урока, методического пособия).
Вебинар-Практикум 4.2
Групповая работа в режиме онлайн.
Практикум 4
Самостоятельная работа. Разработка проекта методических рекомендаций по темам модуля для выбранной конкретной аудитории.
Модуль 4* по выбору
(для библиотекарей).
УДК, ББК и АБИС
4.1*
Вопросы индексирования для библиотекарей
Содержание темы 4.1*
Индексирование по УДК. Проверка индексов — почему важно перепроверять индексы на обороте титульного листа и как это сделать библиотекарю. Индексирование документов — сложные случаи.
Вебинар-Практикум 4.1*
Решение кейсов по теме 4.1* в режиме онлайн.
4.2*
Автоматизированные библиотечные системы для библиотекаря
Содержание темы 4.2*
Основные принципы. Виды АБИС. Библиографическое описание в разных видах АБИС (ИРБИС, MARC, OPAC). Сравнительный анализ создания библиографических описаний в разных АБИС.
Вебинар-Практикум 4.2*
Решение кейсов по теме 4.2* в режиме онлайн.
Практикум 4*
Выполнение заданий по темам модуля.
Отзывы о курсе
Публикуя научные статьи в различных изданиях, занимаясь преподавательской деятельностью, постоянно сталкиваюсь с вопросами оформления ссылок, списков источников, references. Хорошо, что в «Директ-Академии» есть вебинары Т. Телегиной по этой теме. И просто замечательно, что они — для небиблиографов. Мне понравился стиль подачи материала ведущей, обилие практически полезной информации. Многое для себя узнал, многое стало понятно. Но хотелось бы лучше разобраться в особенностях библиографических описаний и ссылок, научиться делать их самостоятельно, без лишних нервов. Поэтому очень рад, что появился такой курс. Надеюсь с помощью автора и ведущей курса разобраться во всех тонкостях библиографического оформления статей.
Андреев Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Прекрасная доброжелательная атмосфера, безграничное желание автора и ведущего курса делиться всеми своими профессиональными знаниями. Спасибо за то, что вы делаете. Помимо знаний, я получила огромный заряд энергии и стимул к дальнейшему обучению.
Сажнева Елена Анатольевна, заведующая сектором Научной библиотеки РНИМУ им . Н. И. Пирогова
Курс для меня оказался очень полезен. Использую новый ГОСТ, в том числе при работе со студентами. Расширила список баз данных с иностранными источниками. Нашла журналы и статьи по теме, над которой сейчас работаю.
Козлова Ирина Львовна, доцент кафедры религиоведения РПУ св. Иоанна Богослова
Работу Татьяны Викторовны нельзя оценивать в баллах. Баллы мало о чем говорят. Важнее, что качество, с которым организовано наше обучение, характеризует нашего коуча как человека квалифицированного, имеющего большой практический опыт применения БЗ и БО. Подобранный для обучения материал отличает разноуровневость, иллюстративность, убедительность, дозированность при подаче.
Брюханова Людмила Евгеньевна, зав отделом ИТ Зональной научной библиотеки УрФУ, филолог
Задать вопрос автору
Уважаемые слушатели! Если вас заинтересовал этот курс и вы хотите получить дополнительную информацию, заполните, пожалуйста, эту форму.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.