Основы библиографии для научно-педагогических и библиотечных работников
Бесплатный курс повышения квалификации (для всех регионов РФ, исключая)

Автор и ведущая курса Татьяна Телегина
Курс начинается 1 ноября 2023 года
Регионы, в которых нельзя пройти курс
Владимирская область, Вологодская область, город Москва, г.Санкт-Петербург, Костромская область, Курганская область, Магаданская область, Московская область, Республика Северная Осетия-Алания, Свердловская область, Ставропольский край, Томская область, Удмуртская республика и новые субъекты федерации РФ
144 акад. ч.

Учебный объем курса: 144 акад. ч. Взаимодействие с преподавателем и выполнение практикумов осуществляется на сайте курса.
4 модуля

Материалы по темам курса предоставляются слушателям на страницах онлайн-курса.
12 вебинаров

По каждой теме проводятся теоретический вебинар-лекция, и сдвоенный практический вебинар.
250+ примеров

250+ образцов, схем, алгоритмов и шаблонов с сопровождающим инструкционным и раздаточным материалом.
Четвёртый поток курса будет проходить с 1 ноября по 15 декабря 2023 года.
В неделю будет проводиться 2-3 занятия-вебинара общим объёмом 12 акад.ч.
Курс проводится в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в 2023 году
Для кого этот курс
Курс полностью оплачивается из федерального бюджета и предназначен для граждан РФ старше 50 лет, предпенсионеров и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.
Для того, чтобы усвоить содержание курса вам необходимо быть уверенным пользователем компьютера и интернета.

С профессиональной стороны курс будет полезен тем, кто хочет научиться правильно оформлять письменные работы, статьи и другие текстовые материалы: студентам всех вузов, любых курсов и направлений, аспирантам, соискателям, преподавателям, научным руководителям курсовых, дипломных проектов и диссертаций, исследователям, авторам научных публикаций, книг, учителям, специалистам по работе с документацией, которым может потребоваться составление списков источников или ссылок при подготовке заявок на гранты, публикации исследований, словом, всем, кому необходимо разбираться в основах библиографических описаний и уметь делать их быстро и качественно. Кроме того курс можно предложить библиотекарям и библиографам, организующим обучение читателей основам библиографии или только делающим первые шаги в профессии.

Главная особенность курса — он рассчитан на участников, делающих первые шаги в области библиографии. Обучение будет проводиться «с нуля». Знание основ библиографии для начала обучения не требуется.
Какие документы
нужно предоставить организаторам

Для участников старше 50 лет:

  • Паспорт гражданина Российской Федерации или документ его заменяющий (скан первой страницы).
Для участников-предпенсионеров (если они не попадают в предыдущую категорию):
  • Справка об отнесении к категории предпенсионера из Пенсионного фонда Российской Федерации (справку можно получить онлайн в личном кабинете ПФР или через Госуслуги).
Для участниц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет:
  • Паспорт гражданина Российской Федерации или документ его заменяющий (скан первой страницы).
  • Копия документа (справка или приказ), касающегося работы и подтверждающего нахождение заявителя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе до 1,5 лет).
  • Свидетельство о рождении ребенка / усыновлении ребенка.
  • Выписка из электронной трудовой книжки (Государственная услуга «Предоставление сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете» — запрашивается онлайн через Госуслуги) или копия трудовой книжки.
Почему вам стоит выбрать этот курс?
Курс — плод многолетней работы автора в области преподавания библиографии и опыта в создании онлайн-тренингов
  • Актуальность
    Актуальная информация в соответствии с изменениями новых ГОСТ Р 7.0.100−2018 «Библиографическая запись …» и ГОСТ Р 7.0.108−2022 «Библиографические ссылки на электронные документы …». Интенсивное освоение основ библиографии «с нуля» позволит участникам сформировать базовые навыки работы с информацией и составления библиографических описаний, оформления ссылок для дальнейшей самостоятельной работы.
  • Опыт
    Курс составлен на основе 15-летнего личного опыта автора
  • Практическая направленность курса
    В каждой теме — изучение теории через выполнение заданий, упражнений, прохождение игр. Участники курса отрабатывают на практике все правила, принципы, приемы.
  • Пошаговые инструкции и раздаточные материалы
    Пошаговые инструкции, задания, примеры и шаблоны помогут участникам пройти все этапы составления библиографических описаний, оформления ссылок, поиска информации и осуществлять их самостоятельно после завершения курса. К каждой теме — рабочая тетрадь с краткой теорией, заданиями, упражнениями, примерами, схемами и шаблонами.
  • Поддержка слушателей и общение
    Общение, взаимодействие и консультации будут проходить в закрытых форумах на сайте курса, где мы не только будем общаться, искать вместе ответы на вопросы, но и делиться новейшей, актуальной и полезной информацией.
Я давно думала о курсе, который в простой и доступной форме рассказал бы о библиографии для небиблиографов. Постоянно наблюдая страдания преподавателей, студентов, аспирантов и их научных руководителей при оформлении работ и статей, поиске информации, все время думала о том, как им помочь. Идея этого курса родилась четыре года назад. За это время было собрано огромное количество интересных практических материалов, лучшие из которых легли в основу этого курса. Надеюсь, после окончания курса его участники смогут не только правильно составить список источников или оформить ссылки, но и почувствуют вкус к поиску информации, будут получать удовольствие от работы с текстами, а главное — получат хороший импульс к серьёзной публикационной активности.
Татьяна Телегина
Автор курса
Татьяна Телегина
Автор-разработчик и ведущая тренингов и онлайн-курсов, старший преподаватель университета
Профессиональный библиограф, психолог и тренер (тренерский стаж — 15 лет). Автор и соавтор учебных пособий и книг бизнес-бестселлеров, 50+ научных статей, 10+ тренингов по личной эффективности и организации времени.
С 2016 года — постоянная ведущая цикла вебинаров «Школа научной публикации».
Дипломант конкурса «УМК Awards 2009/10».
Программа курса
PDF и онлайн
1
Основы аналитико-синтетической обработки документов
Содержание модуля 1
Роль и место аналитико-синтетической обработки информации в библиотечной и научно-педагогической деятельности. Классификация документов. Справочно-библиографический аппарат (СБА).
Основы индексирования. Общие положения индексирования. Классификаторы УДК и ББК. Авторский знак.
Аннотирование и реферирование.
Практикумы модуля
  • Аудиторные практикумы: по каждой теме модуля в формате вебинаров.
  • Практико-ориентированное задание по модулю (с автоматической проверкой) — промежуточное тестирование умений и навыков по модулю.
2
Технология составления библиографической записи и описания
Содержание модуля 2
Основные документы, регламентирующие аналитико-синтетическую обработку документов (ISBD, ГОСТы, Российские правила каталогизации (РПК) и др.).
ГОСТы «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Общее и различия. Структура, навигация.
Российские правила каталогизации. Структура, особенности, применение.
Библиографическая запись и библиографическое описание. Общее и различия. Библиографический заголовок.
Основная структура библиографического описания. Состав, наполнение. Области и элементы. Виды элементов. Виды библиографических описаний. Предписанные знаки пунктуации.
Библиографическое описание одночастных ресурсов.
Библиографическое описание многочастных и сериальных ресурсов.
Библиографическое описание составной части ресурса.
Библиографическое описание нормативных документов, законодательных актов, диссертаций.
Библиографическое описание электронных ресурсов сетевого распространения и новых видов медиаресурсов.
Практикумы модуля
  • Аудиторные практикумы: по каждой теме модуля в формате вебинаров.
  • Практико-ориентированное задание по модулю (с автоматической проверкой) — промежуточное тестирование умений и навыков по модулю.
  • Практикум: разработать краткие методические рекомендации по составлению библиографических описаний (одного из видов ресурсов) для одной из предложенных преподавателем целевых групп (учащиеся колледжа, студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели вуза, читатели библиотеки и др.).
3
Оформление библиографических ссылок
Содержание модуля 3
Виды, особенности составления библиографических ссылок
Библиографические ссылки на печатные ресурсы.
Библиографические ссылки на ресурсы сетевого распространения.
Оформление пристатейной библиографии и references в соответствии с основными международными стилями оформления. Обзор сервисов и ресурсов для автоматизации процесса оформления references.
Практикумы модуля
  • Аудиторные практикумы: по каждой теме модуля в формате вебинаров.
  • Практико-ориентированное задание по модулю (с автоматической проверкой) — промежуточное тестирование умений и навыков по модулю.
  • Практикум: разработать краткие методические рекомендации по оформлению библиографических ссылок для одной из предложенных преподавателем целевых групп (учащиеся колледжа, студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели вуза, читатели библиотеки и др.).
4
Основы осуществления поисковой деятельности
Содержание модуля 4
Виды информационного дефицита и виды поиска. Особенности организации поиска научной информации в сети интернет. Обзор основных ресурсов.
Осуществление поиска с использованием СБА библиотеки (традиционный и электронный каталоги).
Особенности и реализация поиска в сети интернет с использованием реферативных и библиографических баз данных.
Особенности поиска научной информации в открытых сетевых источниках. Проверка ресурсов и информации на надежность (элементы фактчекинга).
Практикумы модуля
  • Аудиторные практикумы: по каждой теме модуля в формате вебинаров.
  • Практико-ориентированное задание по модулю (с автоматической проверкой) — промежуточное тестирование умений и навыков по модулю.
  • Практикум: разработать краткие методические рекомендации по осуществлению поиска информации для одной из предложенных преподавателем целевых групп (учащиеся колледжа, студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели вуза, читатели библиотеки и др.).

Итоговое задание: разработанные в ходе обучения на курсе краткие методические рекомендации для одной из целевых групп, которые могут быть использованы в качестве самостоятельного ресурса или в качестве основы для дальнейшей адаптации, доработки и использования в условиях реальной рабочей практики.
Отзывы слушателей курса
Публикуя научные статьи в различных изданиях, занимаясь преподавательской деятельностью, постоянно сталкиваюсь с вопросами оформления ссылок, списков источников, references. Хорошо, что в «Директ-Академии» есть вебинары Т. Телегиной по этой теме. И просто замечательно, что они — для небиблиографов. Мне понравился стиль подачи материала ведущей, обилие практически полезной информации. Многое для себя узнал, многое стало понятно. Но хотелось бы лучше разобраться в особенностях библиографических описаний и ссылок, научиться делать их самостоятельно, без лишних нервов. Поэтому очень рад, что появился такой курс. Надеюсь с помощью автора и ведущей курса разобраться во всех тонкостях библиографического оформления статей.
Андреев Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Прекрасная доброжелательная атмосфера, безграничное желание автора и ведущего курса делиться всеми своими профессиональными знаниями. Спасибо за то, что вы делаете. Помимо знаний, я получила огромный заряд энергии и стимул к дальнейшему обучению.
Сажнева Елена Анатольевна, заведующая сектором Научной библиотеки РНИМУ им . Н. И. Пирогова
Курс для меня оказался очень полезен. Использую новый ГОСТ, в том числе при работе со студентами. Расширила список баз данных с иностранными источниками. Нашла журналы и статьи по теме, над которой сейчас работаю.
Козлова Ирина Львовна, доцент кафедры религиоведения РПУ св. Иоанна Богослова
Работу Татьяны Викторовны нельзя оценивать в баллах. Баллы мало о чем говорят. Важнее, что качество, с которым организовано наше обучение, характеризует нашего коуча как человека квалифицированного, имеющего большой практический опыт применения БЗ и БО. Подобранный для обучения материал отличает разноуровневость, иллюстративность, убедительность, дозированность при подаче.
Брюханова Людмила Евгеньевна, зав отделом ИТ Зональной научной библиотеки УрФУ, филолог